Вынимание вы используете старый сайт гимназии. Для перехода на новый сайт гимназии перейдите по ссылке гимназиясофия.рф

Сценарий «Стихотворный диалог Пушкина и Святителя Филарета» Печать E-mail
Автор Маценова Наталья Валерьевна   
28.02.2008 г.

Cтихотворный диалог 

А. С. Пушкина и

Святителя Филарета, Митрополита Московского»

 

Цель урока:

-познакомить учеников со стихотворением А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...» (предыстория и обстоятельства написания),

-рассказать о завязавшемся стихотворном диалоге между поэтом и Святителем,

-разобраться в духовно-нравственном смысле этой стихотворной переписки,

-дать начальные понятия о целостном анализе стихотворного текста,

-закрепить литературоведческие понятия о лирическом герое, строфе, стихе, ключевых словах, художественных особенностях стихотворения.  

 

Оборудование:

-портреты А. С. Пушкина и Святителя Филарета (Дроздова),

-карточки с ключевыми словами из стихотворений «Дар напрасный, дар случайный А. С. Пушкина и «Не напрасно, не случайно...» Святителя Филарета (на доске),

Активное изображение

-папки из серии «Истоки отечественной литературы» (в папке: стихотворные тексты, словарь литературоведческих терминов, репродукция картины И. Репина)

План урока:

1.Вступительная беседа.

Место стихотворений «Дар напрасный, дар случайный...» (1828 года) и «В часы забав иль праздной скуки...» («Стансы») в творческой биографии А. С. Пушкина.

2. Анализ стихотворения «Дар напрасный, дар случайный...».

3. Отклик Святителя Филарета (Дроздова) на стихотворение Пушкина:

     -слово о Святителе Филарете (Дроздове),

     -анализ стихотворения «Не напрасно, не случайно...»,

     -сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Святителя Филарета с помощью карточек с ключевыми словами (на доске),

      -выводы.

4. Самостоятельная работа.

Выполняется каждым учащимся самостоятельно по распечатанным материалам.

Активное изображение

Ход урока

1.     Вступительная беседа.

     Тема нашего сегодняшнего урока не совсем обычная, хотя говорить мы с вами будем о Пушкине, гениальном русском поэте, выразителе русского национального самосознания и создателе русского литературного языка.

     Вообще, о Пушкине на уроках литературы мы будем говорить постоянно, возвращаясь к изучению его творчества из года в год.

     В начальной школе вы читали пушкинские сказки, в пятом классе - рассказ «Барышня-крестьянка» из «Повестей Белкина», а в этом году мы уже познакомились с двумя замечательными стихотворениями Пушкина, написанными в Михайловском.

     (Учитель задает вопрос: какие это стихотворения? - «Зимнее утро» и «Зимний вечер»).

     А вот сегодня мы попытаемся поговорить об одном из важных эпизодов творческой и духовной биографии поэта.

     Итак, идет 1828-й год. Пушкину 29 лет. Он уже творчески зрелый человек, приближающийся к определенному рубежу в своей жизни. Далеко позади учеба в Лицее, позади - ссылка на юг, ссылка в Михайловское, восстание декабристов 1825 года и все трагические события, с ним связанные. Уже написаны южные поэмы, трагедия «Борис Годунов» (1825 г.), знаменитый «Пророк» (1826-й г.). Еще впереди - любовь к Н. Н. Гончаровой, семейная жизнь, рождение детей. Впереди плодотворнейшая болдинская осень 1830-го года, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последние главы «Евгения Онегина», «Капитанская дочка», законченная за сто дней до смерти.

     Но вот теперь, в 1928-м году, да еще в день своего рождения, Пушкин пишет гениальное стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...».

      Вся пушкинская поэзия конца 20-х годов полна довольно мрачными образами - видимо поэт находится в духовном кризисе.

     В чем же причина такого состояния? Об этом мы узнаем, обратившись к анализу стихотворения «Дар напрасный, дар случайный...».

2.     Анализ стихотворения «Дар напрасный, дар случайный...».

Анализ проводится в форме беседы с классом с опорой на ключевые слова и выражения, развешенные на доске. Учитель задает наводящие вопросы.

     - Как вы думаете, каково основное настоение лирического героя этого стихотворения? Радостное? Оптимистичное? Тоскливое? Унылое? Мрачное?

     -Подберите синонимы к эпитету «напрасный». (Не нужный)

     -Понимает ли лирический герой для чего, с какой целью, он живет? (Нет. «Жизнь, зачем ты мне дана», «Цели нет передо мною»)

     -Жизнь лирического героя зависит от «тайной судьбы». Подберите синонимы к слову «судьба» (рок, фатум) и «тайной» (неизвестной и поэтому  страшной и угрожающей).

     Учитель добавляет, что судьба безлична, с ней нельзя вступить в контакт, на нее нельзя повлиять.

     Анализ второй строфы начинается с вопроса о том, Кого обвиняет лирический герой в «воззвании из ничтожества»? (Это уже о Личности, о Боге. Но его власть «враждебна», то есть направлена против человека. Кроме того, «власть» - это что-то угнетающее, насильно господствующее.)

     -Можно ли назвать это богоборчеством и даже богохульством?

     -Что происходит с душой лирического героя? (В душе - страсть)

     -Что происходит с  его умом? (В уме - сомненье)

     -Кого обвиняет лирический герой в таком собственном состоянии? (Бога. Это Он наполнил душу страстью, а ум взволновал сомненьем.)

     -Каков итог? («Сердце пусто, празден ум». «Жить нечем»)

     -Объясните, как вы понимаете слово «празден»? (Ничем не занят)

     -Как называется грех, котрый Пушкин называет «тоской»? (Грех уныния, неблагодарности Богу)

     -Каким видит лирический герой окружающий мир? (Бесцветным, унылым, блеклым: «Однозвучный жизни шум...»)

     Учитель совместно с учениками, опираясь на опорные слова на доске,  делает вывод о состоянии души лирического героя.

3. Отклик Святителя Филарета (Дроздова) на стихотворение Пушкина.

     Комментарий учителя.

     Стихотворение Пушкина появилось в печати лишь через полтора года после написания, в конце 1829-го года в «Северных цветах». И на это стихотворение последовал отклик и не кого-нибудь, а фактически главы Русской Православной Церкви, Митрополита Московского Филарета (Дроздова).

     Звучит заранее подготовленное одним из учеников сообщение о Святителе Филарете.

      -Родился в семье дьякона. При крещении получил имя Василия Великого. Свою жизнь решил посвятить служению Церкви и людям. Главным его наставником в юности оставался отец, ставший к тому времени уже священником. Окончил Коломенскую семинарию. Почти полвека его служение проходило в Москве, на Московской кафедре (с 1821-го по 1867 г.) Делом своей жизни считал перевод Священного Писания на русский язык. Целая эпоха в истории Русской Церкви называется филаретовской.

     -Самым же интересным для нас является то, что в пору Пушкина-лицеиста архимандрит Филарет был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1812 по 1819-й г.) 9 января 1815 года архимандрит Филарет присутствовал на публичном экзамене лицеистов. Именно тогда и мог видеть его юный Пушкин. Александру было тогда 16 лет, архимандриту Филарету - 33 года.

     Более того, существует знаменитая картина «Пушкин на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года», написанная И. Е. Репиным в 1911 году. (Ученики достают репродукцию картины из папки)

     Ее сюжет во многом собирательный. Так, рядом с Державиным, великим поэтом века 18-го, приемником которого и стал Пушкин, сидит именно архимандрит Филарет, который на самом деле в этот день в Лицее не был. Видимо, не случайно (случайностей в Божьем мире вообще не бывает) именно Святитель Филарет представлен на картине, тот человек, которого Промысел Божий сведет с уже повзрослевшим Пушкиным в трудный момент творческой и духовной биографии поэта. Теперь, в 1828-м году, гениальному поэту 29 лет, святителю - 45. (Пушкин получил стихотворный отклик святителя через Е. М. Хитрово)

     Класс обращается к анализу текста стихотворения «Не напрасно, не случайно...»

     Комментарий учителя.

     Этот ответ вовсе не является поучением, но как будто звучит от лица самого Пушкина. Святитель Филарет избирает ту же самую стихотворную форму, что и Пушкин. Тот же стихотворный размер, те же три строфы из четырех строк, та же самая лексика - присутствуют в  этом ответе. Пушкинскому тезису он противопоставляет свой антитезис. Можно говорить об антиномичности этих двух стихотворений. Святитель подводит к неизбежному выводу, единственно возможному в этой ситуации - лирический герой должен направить свой взор в глубину собственной души.

     Давайте по тексту стихотворения «Не напрасно, не случайно...» проследим, как Святитель Филарет отвечает на пушкинские вопросы.

     - Кто является подателем жизни? (Бог)

     -Чьей волей осуждена жизнь человеческая на казнь? (Волей Бога) О какой казни говорит автор? (О смерти)

     - Как вы понимаете выражение «своенравная власть»?

     - Каким образом зло проникло в душу лирического героя?

     - Как вы понимаете смысл слова «забвенный»? (забытый)

     - «Забвенный мною» - Кто это?

     - Докажите текстом, что Бог - это свет. («Просияй»)

     - Как преобразится душа лирического героя, если он обретет веру и восстановит прерванную связь с Богом? (Вспоминаем, что «религия» - это значит «связь, соединение»)

     Учитель помогает сделать вывод.

     Пушкин никогда не был атеистом (человеком, который считает, что Бога вообще нет). Все исследователи говорят о религиозности его поэзии. Кроме того, и на бытовом, «обывательском» уровне поэт был человеком православным и умер как христианин - это просто факт его биографии. Поэтому лирический герой гениального пушкинского стихотворения именно «забыл» о Боге. (Еще в 1817-м году юный лицеист Пушкин прекрасно справляется с заданием описать состояние души человека, потерявшего веру, в стихотворении «Безверие»)

     В жизни каждого человека бывают такие моменты или даже целые периоды, когда подступает и захватывает эта «тоска» безверия, когда теряется смысл жизни и кажется, что жить незачем. И только осуждением греха в собственной душе и восстановлением связи с Источником жизни и света можно обрести утраченную радость бытия.

     Несколько слов говорится об отклике Пушкина на послание Святителя Филарета - о стихотворении «Стансы» 19 января 1830-го года. Учитель прочитывает это стихотворение, обратив особое внимание на 4-ю и 5-ю заключительные строфы.

Комментарий учителя.

     Пушкин прекрасно понял Святителя Филарета и по достоинству оценил его послание. В нем он увидел посланника Божия, а не просто иерарха, наставляющего заблудшего поэта. Отвечая Святителю, поэт обращается к Тому, против Кого он взбунтовался в своем стихотворении больше года назад и Кто внушил Святителю его тихое увещание. И «голос величавый» - в конечном счете «Бога глас» (мотив «Пророка»), который внезапно не раз поражал Пушкина в разные моменты его жизни.

3.     Самостоятельная работа.

Выполняется каждым учащимся самостоятельно по заранее распечатанным материалам.

Анализ самостоятельной работы позволяет учителю определить степень усвоения изученного материала.

Приложение 1.

Пушкин:

Дар напрасный, дар случайный,

 Жизнь, зачем ты мне дана ?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена ?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

 

Митрополит Филарет ответил на эти стихи:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум -

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум!

 

В ответ митрополиту Филарету Пушкин написал «Стансы»:

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Ял/л потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

 

Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Твоим огнем душа согрета

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

Приложение 2.

 

Словарь литературоведческих терминов.

Диалог - (от греч. dialogos) - разговор, беседа - разговор двух или более лиц.

Стихотворение - небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. Стих - одна стихотворная строка.

Строфа - несколько стихов, объединённых в ритмическое целое. Строфы отделены друг от друга паузой. Наименьшая строфа - двустишие. Самая распространённая строфа состоит из четырех стихов. Бывают строфы из пяти или шести стихов. (В "Евгении Онегине", например ,14 стихов в строфе.) Лирический герой - тот, кто говорит, чей голос мы слышим в лирическом произведении. Лирический герой не равен автору.

Стансы - (от итал. stanza- остановка) - стихотворение, состоящее из строф по 4 стиха, в котором конец строфы обязательно является концом предложения. Эпитет - художественное определение.

Последнее обновление ( 28.11.2008 г. )