Вынимание вы используете старый сайт гимназии. Для перехода на новый сайт гимназии перейдите по ссылке гимназиясофия.рф

Литературное чтение (4 класс) Путешествие в Пушкинское государство Печать E-mail
07.01.2013 г.

Тема: «Литературное путешествие в Пушкинское государство».

Форма проведения: устный журнал.

Цели:

1.                Обобщить знания о биографии и творчестве А.С.Пушкина, расщирять кругозор чтения.

2.                Учить работать в группе.

3.                Развивать образное мышление, речь, память.

4.                Воспитывать интерес и любовь к русской литературе.

 

Оборудование: мультимедиа, эмблемы команд. лото «Архаизмы», разрезанные строчки из сказок, портрет поэта, кроссворды для команд (2 экземпляра), жетоны, грамоты, детские рисунки к сказкам, выставка книг, конверты.

 

Ход урока:

 

1.                Организация класса.

Класс делится на 2 команды. Каждая команда жребием выбирает название. («Золотая рыбка» и «Золотой петушок»). (Слайд 3) За правильные ответы вы будете зарабатывать жетоны для своей команды. ( Обе команды приветствуют гостей.)

- Садитесь, ребята.

 

2.                Постановка темы и целей урока.

 

-Ребята, кого вы видите на этом портрете? (Портрет А.С.Пушкина на доске)

-                   От кого и когда вы впервые услышали имя - А.С.Пушкин?

-                   Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил бы замечательные произведения этого великого русского поэта. Сегодня мы вспомним отдельные страницы его биографии и творчества. Будем учиться работать в группах.

-                   Урок проведем в форме устного журнала. (Слайд 4). Во всем путешествии нас будет сопровождать Ученый кот.  Давайте познакомимся с  содержанием нашего журнала.(Слайд 5 ):

1. Детские годы.

2. «Что за прелесть эти сказки!..»

3. Кроссворд.

4. Детективное агентство «У Лукоморья».

5. Лото «Архаизмы»

-                   Открываем первую страницу  журнала. О биографии Пушкина расскажут сами ребята.

 

3.                Устный журнал. Детские годы.

 

1 ученик.

Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве в семье помещика Сергея Львовича Пушкина. Отец поэта был потомком знатного рода. Об этом свидетельствуют летописи 12 века и фамильный герб. Сергей Львович любил литературу, был дружен с известными русскими писателями, собрал богатую библиотеку, где в основном была французская литература.  (Слайд 6  ).

 

2 ученик.

Мама поэта  Надежда Осиповна Пушкина, урожденная Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого», была образованна, остроумна, хороша собой, любила развлечения, блистала на балах. В свете ее называли «прекрасная креолка». (Слайд 7 )

 

3 ученик.

Дядя Пушкина, брат отца, Василий Львович, был довольно известным в то время поэтом. Дом Пушкиных с удовольствием посещал и Карамзин, и Жуковский. В семье Пушкиных было пятеро детей. В живых остались трое - Александр, его младший брат Лев и старшая сестра Ольга, с которой он очень дружил. (Слайд 8 ).

 

4 ученик.

Любимцем родителей был Левушка. Воспитывала маленького Александра, читала ему книги, развивала его бурную фантазию бабушка поэта -  Мария Алексеевна Ганнибал. Александр горячо любил свою бабушку, которая заботилась о нем, заступалась за него перед родителями. (Слайд 9  ).

 

5 ученик.

Именно ей поэт посвятил стихотворение «Наперсница волшебной старины».

 

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов, игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

 

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

 

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

 

 

6 ученик.

Когда Саше исполнилось 5 лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарово. Село располагалось в живописном месте: березовая роща, пруд, еловый лес, речка, прибрежные холмы окружали  старинный господский дом с флигелями.

 

7 ученик.

 Впервые дети попали в деревню, в лес, в поле. Там дичок, бука Александр необыкновенно разыгрался, развеселился, расшумелся. Теперь он читал на берегу реки, в роще, в саду. По вечерам перед сном часто слушал сказки. Иногда вместо сказок бабушка рассказывала ему удивительную родословную Ганнибалов. (Слайд 10 )

 

8 ученик.

Впоследствии поэт напишет:

 

На холмах домик мой; с балкона

Могу сойти в весёлый сад,

Где старых клёнов тёмный ряд

Возносится до небосклона

И глухо тополи шумят.

 

9 ученик.

Была у Пушкиных дома и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна Яковлева, в замужестве Матвеева. Она ухаживала за детьми и любила маленького Сашу как родного сына. Няня знала много народных сказок, песен, былин, пословиц и прекрасно умела рассказывать их. (Слайд 11 

 

10 ученик.

Мастерица ведь была

И откуда что брала?

А куды разумны шутки,

Поговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать так душе отрадно;

И не пил бы, и не ел,

Всё бы слушал да сидел.

 

11 ученик.

Она передавала Саше волшебные сказания русской старины, знакомила с русской речью. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Когда А.С. стал поэтом, он пересказал некоторые нянюшкины сказки стихами, а ей посвятил стихотворение «Няне».

 

12 ученик читает стихотворение «Няне».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

13 ученик

Стихи Пушкин начал писать на французском языке. Знание этого языка считалось в те годы обязательным, и  в доме Пушкиных даже дети разговаривали друг с другом по-французски.

14 ученик.

И мог бы стать он гениальным французским поэтом, если бы не сказки няни да не деревня Захарово, где, к счастью, знали только русский. И если бы не бабушка Мария Алексеевна. Она говорила и писала прекрасным русским языком и первой стала учить этому внука.

 

15 ученик.

В 12 лет Александра отправили с дядюшкой - поэтом Василием Львовичем - на учение в Петербург в Царско-Сельский Лицей. (Слайд 12  )

 

 4. По страницам сказок Пушкина.

-                   Вторая страница журнала - «Что за прелесть эти сказки!..» (Слайд 13) Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Дети перечисляют). (Слайды 14, 15, 16, 17). У нас тоже получилась выставка из книг, которые вы принесли для урока. Посмотрите.

-                   А сейчас мы отправляемся в путешествие по страницам сказок Пушкина.

-                   1 задание «Начнем с начала». (Слайд 18) Как начинается сказка «О мертвой царевне»?

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна...

-                   «О рыбаке и рыбке»?

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жиди в ветхой землянке

Ровно 30 лет и 3 года...

-                    За правильный ответ команда получает жетон.

-                   2 задание «Отгадай загадку» (Слайд 19)

-                   3 задание «Собери сказку по строчкам» (Слайд 20) (задания в конвертах)

- Из какой сказки эти строки?

-                   4 задание «Узнай сказку по словам» (задания в конвертах)

1.                Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне...»)

2.                Откуп, изба, терем, жемчуг, царица. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.                Базар, жадность, лошадь, работа, оброк, море, веревка. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

4.                Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, звездочет. («Сказка о золотом петушке»)

 

- 5 задание  «Узнай сказку по рисунку»  ( Показ детских работ)

 

5.                Третья страница журнала. Кроссворд. (Слайд 21). Работа в группах. Проверка:

- Какие 2 слова получились по вертикали? (Александр Пушкин)

 

6.                Четвертая страница журнала. «Детективное агентство «У Лукоморья». Викторина. (Слайд 22)

 

7.                Пятая страница журнала. Лото «Архаизмы». (Слайд 23). Архаизмы - это устаревшие слова. Соотнесите объяснение смысла слова с термином. Работа в группах. Проверка: какая команда зачитает больше правильных определений.

 

(Резерв.  Задание «Числа».) Каждая команда вспомнит все числа, которые встречаются в сказках Пушкина. Вопросы задает каждая команда друг другу, пока не кончатся вопросы. Победит та команда, которая задаст вопрос последней. Возможные вопросы:

 

-Сколько лет рыбачил старик? (33 года)

-Сколько раз кидал старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? (3)

-Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? (5 раз: корыто, изба, дворянство, царица, владычица морская)

-Сколько просьб она выполнила?(4)

-Сколько сыновей было у Дадона?(2)

-Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3)

-Сколько девиц сидело под окном? (3)

-Сколько витязей вышло на берег? (30 витязей прекрасных)

-Сколь богатырей было в сказке о мертвой царевне? (7)

-Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3)

 

 

8.                Подведение итогов. (Слайд 24). Награждение команды-победителя и команды-участницы грамотами. Угощение всех участников мероприятия.

Последнее обновление ( 09.01.2013 г. )