Вынимание вы используете старый сайт гимназии. Для перехода на новый сайт гимназии перейдите по ссылке гимназиясофия.рф

Будущее образования в инновациях или традициях? Печать E-mail
Автор Administrator   
28.11.2011 г.

Начать свою лекцию мне хотелось бы с известной притчи.

Трое учеников имели обыкновение каждый год ходить к авве Антонию. И двое из них спрашивали его о помыслах и спасении души,  а один всегда молчал и ни о чем не спрашивал. Через много лет авва Антоний спросил у него: «Ты ко мне приходишь столько времени и никогда ни о чем меня не спрашиваешь». Тот ему ответил: «Достаточно для меня только смотреть на тебя, отче».

Действительно за серьезными словами «образование», «обучение», «воспитание», «традиции», «инновации» стоит самый важный для человека период жизни. Время, когда формируется личность, ее мировоззрение. А ведь личность может сформироваться только под влиянием другой личности.

Я конечно же сам использую все современные технологии, я родился с ними, и живу в окружении их, но без традиций, без того набора представлений и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, я не мыслю современного педагога. Инновации – это творческое осмысление традиций.

Образование это процесс воспитания и обучения. Соответственно и будущее образования необходимо рассматривать в двух этих составляющих.

Традиционное обучение – это, несомненно, классно-урочная организация обучения, сложившаяся в XVII веке на принципах дидактики Яна Амоса Каменского. Здесь уже кроется интересная особенность. В XVII веке классно-урочная система была инновацией и не принималась безоговорочно всеми педагогами.

Содержание образования, конечно же, меняется, но не коренным образом, а скорее эволюционно. Педагог должен как творческая личность находиться в постоянном поиске, быть всегда в курсе событий в науке и культуре, обновлять свои знания.

Кроме того, сейчас нужно не столько давать знания, накачивая ими голову, сколько учить навыкам их приобретения, в том числе и самостоятельно. Поэтому и форма обучения меняется в соответствии с запросами времени, это факт, который вряд ли можно будет опровергнуть, его подтверждает история. Здесь инновации вводятся в процесс постоянно. Когда появилась необходимость в массовом образовании, появилась классно-урочная система, о которой я уже говорил. Современный мир определяет необходимость появления таких технологий как, например, проблемное и активное обучение, метод проектов, интерактивные подходы. Но и здесь слово инновации сложно употреблять, потому что, например, проблемное обучение появилось в середине XIX века, а идею активизации обучения выдвигали еще Пифагор и Демокрит 2,5 тысячи лет назад.  Так что как видите все новое это хорошо забытое старое.

Теперь перейдем к воспитанию. Традиционное воспитание – это, во-первых, конечно же, воспитание в традициях своего народа и своей страны. В этом вопросе традиции должны оставаться, потому что не зная традиций своего народа человек не имеет под собой того фундамента, который дает ему его культура. А здание без фундамента склонно к разрушению.

С другой стороны у традиционного воспитания есть и свои дидактические черты. Это и взаимодействие по принципу «воспитатель-воспитуемый», и монологичность воспитания, и конечно же его массовость, не позволяющая выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Я ставлю основной чертой современного воспитания личностное воспитание и вопросы самовоспитания ребенка. Правда, опять-таки нельзя говорить, что этот подход является инновационным, так, например, подобные черты появились еще в воспитательной системе скаутинга, основанной в 1907 году британским полковником сэром Робертом Баден-Пауэллом.

Но личность не может быть единственной составляющей воспитания, в таком случае мы убираем из нашего здания уже не фундамент, а скрепляющий раствор. Что может произойти со зданием, в котором кирпичи не связаны между собой никак, все представляют достаточно хорошо. Поэтому в воспитании личности так важен коллектив, среда в которой личность находится.

В наше время разрушается традиционная для России модель «учитель-ученик».  Нарушается авторитет учительства, но без духовной связи поколений, без истинного наставничества не получиться сформировать полноценную и здоровую личность. Ключевое в образовании – это личность учителя. Учитель и ученик могут даже не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют след в душе ребенка. Нельзя воспитывать в других то, чего сам не имеешь. От учителя зависит будущее не только одного человека – его ученика, но и всего народа в целом. Это очень большая ответственность.

Закончить мне хотелось бы словами русского педагога Сергея Александровича Рачинского: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный – и потому великий».