Вынимание вы используете старый сайт гимназии. Для перехода на новый сайт гимназии перейдите по ссылке гимназиясофия.рф

Программа кружка "Мир информатики" начальная школа 1 год Печать E-mail
Автор Administrator   
04.02.2008 г.
данный кружок предназначен для учащихся 3 классов и представляет собой совместно со вторым годом обучения в начальной школе подготовительный курс, ознакомляющий учащихся с основными понятиями информатики: информация, объект и модель. Кроме того, учащиеся знакомятся с основой работы на компьютере, овладевают в достаточной мере устройствами "мышь" и клавиатура. Помимо необходимости данного курса для дальнейшего изучения информатики, после этого курса дети подготовлены к использованию ими технических средств обучения по другим предметам, что ускоряет ими освоение материала, предоставляемого ТСО.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данный курс рассчитан на два года обучения в начальной школе – в 3 и 4 классе.

Основные цели курса:

1.     Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

2.     Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

3.     Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

4.     Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

5.     Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

6.     Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном  процессе.

7.     Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

Основные задачи программы:

·        развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);

·        формируется умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

·        формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней школе и старшей школе.

Данный курс может является как основой для курса информатики в средней школе, так и для кружка «Мир информатики» в средней школе.

 В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

ü  математика – дети научаются алгоритмическому мышлению и навыкам работы с цифровой информацией;

ü  русский язык – дети овладевают основами работы с текстовой информацией.


Перечень знаний и умений.

Учащиеся должны знать:

ü  что данные – это закодированная информация;

ü  что тексты и изображения – это информационные объекты;

ü  что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

ü  как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

ü  правила работы с компьютером и технику безопасности.

Учащиеся должны уметь:

ü  представлять в тетради и на экране компьютера одну и туже информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

ü  кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой кодовой таблицей соответствия;

ü  называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

ü  пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.

Учащиеся должны понимать:

ü  что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

ü  что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

ü  что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков *букв, цифр, знаков препинания и других);

ü  что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

ü  что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

ü  что человек может быть и источником информации, и преемником информации.

 


Программа

 

Виды информации. Человек и компьютер (7 часов)

Человек в мире информации. Зачем нужна информация. Полезная информация.

Человек в мире звуков. Звуковая информация. Что она нам несет. Уши – звуковая информация. Звуки естественные и природные.

Какая бывает информация. Органы чувств. Глаза – зрительная информация: цвет и форма. Язык – вкусовая информация: вкус. Нос – обонятельная информация: запахи. Кожа – тактильная информация: температура и шершавость поверхности.

Источники информации. Живые источники информации. Искусственные источники информации.

Приемники информации.

Радио и телефон. Передача информации. Радио – однонаправленная передача информации. Телефон – двунаправленная передача информации.

Носители информации. Передача информации на носителях. Древние носители информации. Бумага – основной носитель информации. Электронные носители информации: лазерный и магнитный диски.

Действия с информацией (8 часов)

Сбор информации. Как люди собирают информацию. Наблюдение и измерение.

Представление информации. Различные способы представления информации. Графический, числовой и текстовый способы представления информации.

Кодирование информации. Преобразование одной формы представления в другую. Данные – закодированная информация. Преобразование устной речи в письменный текст. Правила кодирования.

Декодирование информации. Кодирование и декодирование – взаимосвязанные действия с информацией. Кодировочные таблицы. Числовой код. Шифр Цезаря.

Алфавит и кодирование информации. Английский алфавит и славянская азбука.

Письменные источники информации. Книги, свитки, записи.

Хранение информации. Память человека. Сохранение – представление информации на носителе. Библиотеки и медиатеки.

Обработка информации. Обработка числовой информации: решение примеров. Обработка текстовой информации: изменение размера и внешнего вида текста. Обработка графической информации: преобразование, дорисовка, изменение размеров, поворот.

Числовая информация и компьютер (6 часов)

Числовая информация. Человек в мире чисел: количество и порядковый номер.

Время и числовая информация. Время и дата. Отрезки времени.

Число и кодирование информации. Кодировочные таблицы для числового представления информации. Числовой код.

Код из двух знаков. Кодирование информации с помощью 0 и 1.

Помощники человека при счете. Абак и счеты (от камушков к современному миру). Арифмометр и калькулятор. Компьютер – универсальный вычислитель.

Память компьютера. Внутренняя и внешняя память. Магнитные и оптические диски.

Текст и компьютер (5 часов)

Текст. Представление информации в виде текста. Книга и слово.

Слово и его смысл. Цепочки букв. Смысл слова. Знаки препинания и смысл слова.  Ударение. Неизменность смысла.

Передача текстов. Передача текста на бумажных носителях и с помощью компьютера.

Текстовая информация. Компьютер и обработка текстов. Текст – цепочка специальных символов. Компьютер как средство для обработки текста.

Объект и его характеристика (8 часов)

Объект. Предметы, живые существа и явления природы. Объект внимания.

Имя объекта. Общее, собственное и конкретное имя.

Свойства объекта. Назначение предмета. Форма объекта. Цвет, размер и вкус объекта. Материал и элементный состав объекта. Действия объекта.

Объект и текст. Текст как информационный объект.

Общие и отличительные свойства объектов.

Существенные свойства и принятие решения. Важные для принятия решения свойства.

Элементный состав объекта. Элементы объекта и цель его описания. Деление объектов на составные части.

Отношения между объектами. Отношения типа «меньше-больше». Отношения типа «учитель-ученик». Отношения типа «часть-целое».